Всё о уровнях
( 1 Vote )
Written by   
DATE_FORMAT_LC2

Сейчас я постараюсь забыть о других статьях на эту тему и начать с самого начала, рассказать как и каким способом можно чистить скан, сравнить, показать разницу между различными действиями и выбрать лучшие способы коррекции уровней. Несмотря на это статья прежде всего ориентирована на опытного эдитора, который сам может дать оценку. Я постараюсь постепенно усложнять метод чистки, тогда должно быть понятно, какие методы используются, и почему именно они. Конечно, на протяжении всего текста будет моё ИМХО.

«Уровни» - это инструмент в фотошопе, но здесь (в этой статье), под словом «уровни» подразумевается настройка границ цвета; превращением «того что должно быть чёрным» в чёрное, и «того что должно быть белым» в белое. Надеюсь, вы не запутаетесь, когда я подразумеваю: уровни – инструмент фотошопа, а когда уровни – определённая коррекция яркости изображения. Поэтому начнём с быстрой настройки фотошопа.

View –> Proof Colors и View –> Proof Setup -> Monitor RGB – Так мы сможем приблизить к конечному результату. Это самый верный способ. Можно пытаться разобраться в работе профиля цветов и ваших настроек, но лучше запомните клавиши Ctrl+Y (включение и отключение Proof Colors, то есть последней настройки Proof Setup). Это почти единственный способ увидеть то, что будет в итоге. Тем не менее, такая проблема встречается не во всех цветовых профилях, и не на всех мониторах, но вынести эту информацию больше нигде нет возможности, а она очень важна. Иначе будет очень большая разница в том, что вы видите в фотошопе и что вы получите в итоге. Если вы не видите разницы - значит всё хорошо (или очень плохо с качеством вашего монитора ;) ) и вы можете забыть об этом. Но постарайтесь запомнить – с этим бывают проблемы. При том на цветных, и ЧБ изображениях результат может быть разным.


Первое про что следует забыть при работе с уровнями, это про клавишу Ctrl+L и применение уровней через обычное диалоговое окно. Добавление их в качестве корректирующего слоя ничем не хуже, но это позволяет использовать их с большей гибкостью, безопасностью, и рядом полезных свойств. Это касается не только уровней, но и всей работы по коррекции изображений. Делайте всё слоями, и точка.

Начиная с CS4 есть новая палитра по работе с этими слоями. Хотя она может вам показаться не удобной или не нужной (на первый взгляд мне именно такой она показалось), это не так. Если у вас другая версия фотошопа, то вполне можно делать и их средствами, двойными щелчками по слоям.

001

Выберите уровни. Внизу палитры находятся четыре кнопки. Слева на право: возврат к выбору добавления коррекций, уменьшение палитры, привязка к нижнему слою, переключение видимости.

Теперь о самой работе уровней и их действии на страницах манги. Двигая ползунки, вы повышаете не только затемнённость или засветлённость черных и белых участков, но и контрастность изображения. Для тех, кто не в теме - при повышение контрастности - светло-серое - становится светлей, а тёмно-серое темней, 50%-серый - таким и остаётся. То есть, при движении ползунка становятся плохо различимы большинство теней и серые участки. Вплоть до полного их исчезновения - что не допустимо.

002

Но тут есть ещё пара подводных камней - артефакты от Джипег сжатия. Чем больше двигаете ползунок, тем они меньше проявляются на чисто чёрном и чисто белом фоне и могут полностью исчезнуть! Тогда как в серых тонах артефакты начинают проявляться сильней. Это связано с повышением контраста изображения.

Так же очень сложно определить предельный уровень чёрного и белого. Но даже если у вас выставлена гамма, яркость и контрастность на мониторе таким образом, что всё это хорошо заметно и при этом у вас хороший монитор (на самом деле мало у кого он хороший) - это не значит, что у других пользователей стоит всё нормально. Так, при повышенной яркости монитора, в чёрных тонах будут сильней заметны отклонения от чисто-чёрного.

Давайте введём понятия: чёрный = 0 яркости, белый = 255, всё остальное идёт как серый цвет. Теперь нам надо сделать наиболее близкое к белому и чёрному то, что должно быть чёрным и белым, при этом не потеряв деталей, градиенты оставить такими, какими они и должны быть, артефакты не должны проявляться и, по возможности, уменьшиться. И на самом деле всё это можно сделать, и результат полностью зависит от выбора правильного метода и готовности затратить на это время.

Большинство этого касается не идеальных Равок, но идеальных равок я не встречал. Тем не менее, чем они лучше - тем легче работать с уровнями, а в совсем плохих равках уже мало что можно сделать. Разве только навредить настройками уровней как можно меньше.

003

После настроек в чендже, качество градиенто падает, больше заметны артефакты и градиент становится не ровным.

004

После настроек анлейторов (верхнее изображение) начинают исчезать облака

Введение можно считать закрытым, теперь перейдём к практике и посмотрим, что можно делать и какими инструментами пользоваться. На самом деле их не много, и все они не сильно отличаются по результату, тем не менее я дам краткую оценку (сугубо личную) и покажу единственные правильные методы работы с уровнями (это тоже сугубо личная оценка).


011

Сырая страница без коррекции уровней

Ставим уровни и начинаем их двигать с зажатой Alt. С зажатой Alt без особых напрягов можно видеть уровень артефактов, и чистый уровень цвета. Так же можно ставить уже специальные слои, но так получается чуток медленней. Возьмите за привычку всегда проверять наличие грязи на скане. Двигая чёрный ползунок, мы видим только уровень количества чёрного, с белым наоборот. И так, настраиваем уровни:

012

Как видно, чёрного цвета почти и нет. Я двигаю ползунок без особых церемоний, до того момента пока весь чёрный не почернеет...

Маленькое отступление: если не пользоваться далее описанными методами чистки, тогда уровни надо настраивать с большей осторожностью (двигая ползунки по минимуму), оставьте лучше артефакты и грязь. Пусть какая-то часть останется в качестве грязи, большинство этого не заметит (но читающий эту статью должен относиться к меньшинству ;) ), а заметное уберите руками.

Белый цвет настраивается аналогично.

013

Теперь белый и чёрный стали как надо, но вот серые оттенки начали пропадать.

014

arrow_btou015

Посмотрим на одну фишку, работы со слоями (в нашем случае со слоем уровней). Заходим в “Blending Options” и нам поможет вот этот ползунок:

Он работает так, двигая ползунок одного цвета, вы ограничиваете влияние уровней на оттенки, которые остаются за ним. То есть, когда вы двигаете белый ползунок, уровни не будут влиять на все оттенки за ним, начиная от белого. Но как это можно приспособить?

021

022

Я создаю слои уровней для белого и чёрного отдельно (более гибкий способ, хотя вполне реально пользоваться и одним слоем). После этого можно спокойно пользоваться Blending’ом. И сейчас я покажу как.

023

Нужно уменьшить диапазон так, что бы уровни минимально воздействовали на серые тона. Зажав Alt можно раздвоить ползунок, и сделать переход от диапазона более плавным, это ещё один большой плюс именно этого способа. Тут могут быть разные варианты настройки, можете экспериментировать.

024

Уменьшив диапазон, мы должны были бы всё исправить, ведь влиять слои уровней теперь будут не так сильно, и казалось бы - всё должно стать лучше... Давайте глянем, что получилось.

031

arrow_btou 032

Не так хорошо, как хотелось бы, да? Наиболее сильно эффект будет заметен на ровных градиентах и множестве линий. Но во многих местах он может проявиться не правильно, там, где текстура идёт с разной контрастностью - контрастность между этими местами проявится сильней, как и мусор. В результате будет больше вреда, чем пользы. Поэтому я не рекомендую использовать такие методы, как универсальный способ, и если по какой-то причине вы так делаете, быть предельно внимательным. Вот ещё пару примеров эффетка использования Blending Options на слоях.

033

Снизу градиент плавный и теряется меньшая его часть. Как уже поняли, снизу с наложением Blending.

034

Слева без уменьшения диапазона. Там линии более резкие и темнее чем должны быть, в отличии от правого варианта.

Итак, вы узнали о способе, который назовём «ограничение по диапазону цвета» - это, пожалуй, лучший и самый гибкий способ этого самого «ограничения», и, наверное, самый не распространённый (я лично не видел, чтобы хоть кто-то делал именно так), но есть множества аналогов, которые люди как-то находят, поэтому сейчас мы их посмотрим.

Можно придумать очень много способов, как ограничить диапазон, я постараюсь припомнить, как это делают для чистки сканов другие эдиторы.

  • Использование выделения цвета и последующего редактирования яркости. Select -> Color Range (выделяем белый или чёрный цвет) ==>Затем уменьшают уровни стандартными путями. В большинстве случаях делают через яркость, а некоторые даже трогают контрастность! Так я не рекомендую делать, лучше через Уровни.
  • Image ->Adjustment -> Replace Color (выделяем белый или чёрный цвет) и там же уменьшаем яркость.Итог тот же, что и выше, только более ограниченный. Самым важным параметром во время этих операций будет диапазон цвета. Именно его значение уменьшает диапазон.
  • Есть ещё такие извращения, как использование Magic Wand Tool, огромную кисть Затемнителя или Освтелителя на выделенной области и Image -> Adjustment -> Selective Color, но из-за их топорности рассматривать я их не буду. Просто знайте, что этими инструментами для коррекции уровней пользоваться не стоит.

Можно ещё парочку способов придумать с использованием маски (такие способы, кстати, будут лучше, чем те же выше описанные), и схожим результатом с выше описанным, но их использование мною замечено не было, поэтому поехали дальше.

Итак, сразу скажу, что использование любого из выше перечисленных способов ограничения по диапазону цвета (в том числе и моего через Blend) - ошибочно без использования какой-либо ручной коррекции. Да, иногда это смотрится не плохо, но это скорей удача, и использование этого на протяжении всей манги наверняка будет способствовать артефактам на градиентах.

051

Скан после выравнивания уровней с использование ограничения по диапозону. На тёмно сером появляются чёрная рябь, а на светлом белая. Так же начинают светиться артефакты от сжатия. Градиент становится менее ровный.


Этот способ (ограничение по диапазону) никакая не панацея, но тем не менее, уже хоть что-то. Но и тут есть существенный минус (я сам, лично, этим особо и не пользуюсь, только в качестве улучшения тонких линий и незначительного сокращения работы). При коррекции нет волшебных способов... ой, что это я, нет, он есть, вернее почти любой способ можно превратить в очень хороший, подключив к этому ручной труд. Это банальное накладывание маски. Конечно, здесь уже нужно трудиться над каждым сканом отдельно, но весь вред в серых тонах сводится к нулю. К слову сказать, если знать как и иметь некий опыт, маска накладывается на редкость быстро.

Вот теперь можно перейти к маскам. Так как в Норе на масках мы подробно не останавливались, сделаем отступление и посмотрим, что это за зверь. В будущем я постараюсь изменить это место на отдельную статью. Маски - это Альфа канал слоя. Собственно говоря - это один из главных инструментов фотошопа. Они накладываются на любой слой, будь то корректирующий слой или фильтр. И смысл масок состоит в записывании выделенной области, установлении прозрачности слоя и уменьшении влияния слоя на нижележащие.

Добавляется маска далеко не одним способом. В корректирующих слоях её услужливо добавили, авось пригодится. Тот белый квадратик, слева от изображения слоя - это и есть маска (точней слой маски).

По работе с ней написаны целые книги, поэтому всё и вся я не буду говорить, а только то, что может понадобится (и то - только в качестве поблажки, так как раньше об этом нигде не упоминалось).

Маска работает по такому принципу: есть слой - всё белое на нём, это 100% видимости, всё чёрное 0% (то есть стирается), серые цвета это промежуточные варианты (так 40% серый, будет 40% прозрачностью). Клавиша \ (слева от клавиши Z) - включит просмотр маски, по умолчанию она будет наложена красным цветом.

035

Выделенный значок на скриншоте - это и есть добавление маски. Чтобы переключиться на работу с маской надо щёлкнуть по ней, так что бы появилась окантовка вокруг слоя маски.

Берём кисточку, макаем в чёрный цвет, и накладываем маску. После этого можно считать закончили...

036

041

042

 

043

arrow_btou

044

В итоге, детализация и качество серого тона осталась как в оригинале, а белый и чёрный стали такими какой я хотел.

И вот примерно для такой разницы мы проделали такой труд. Но всё это можно записать в скрипты, поэтому временные затраты на протяжении всей манги будут не большие. Но использование маски это уже другой вопрос, её надо добавлять вручную, хотя действительный эффект получается только с её использованием.

Можно считать, картинка почищена. Теперь глянем, на не большое сравнение - разницу без использования Blending Option на слоях уровней.


Ниже показано использование коррекции уровней простым инструментов Уровни, без каких-либо ухищрений. Так сказать, поставим точку использования уровней без каких-либо ухищренй.

070

Оригинал.

 

071

Перебор.

 

072

Недобор.

 

073

Перебор + использование маски.

Думаю, тут комментировать особо не стоит, это довольно сложное место для применения маски, поэтому она использовалась не везде, но, тем не менее, количество деталей гораздо больше, чем при переборе, и у нас чистый чёрный без шумов. Так же обратите внимание, что при использование маски уровень серого всё равно стал темнее. Он показался засветлённым, и я добавил ещё один слой уровней для Серого цвета, который находится вне использования маски. Если же не использовать маски, я не могу сказать что лучше, недобор или перебор. С одной стороны при недоборе больше деталей, но на протяжение всей манги шум будет нервировать читающего.

Давайте подведём итог и вспомним, от чего к чему мы шли:

  1. Нам надо сделать чёрное-чёрным, и белое-белым. Мы используем инструмент Уровни.
  2. Нам хочется, чтобы серые цвета изменялись как можно меньше, мы пытаемся ограничить изменение уровней с помощью ограничения цветового диапазона.
  3. Мы узнаём интересный способ этого ограничения через опции слоя BlendingMode.
  4. Нам хочется оставить как можно больше деталей, поэтому мы начинаем использовать маски и накладываем на нужные нам места вручную.

Что ещё можно сказать про уровни? Ну, на пример, можно и вовсе не использовать инструмент "Уровни", а использовать более продвинутый инструмент "Кривые". Кривые по сути - те же уровни, только вышедшие из одномерного в двухмерную плоскость, так сказать - уровни в квадрате. Всем лучше уровней, гибче и дают больший простор для работы. Пожалуй, к минусам могу отнести лишь шкалу на 100 пунктов (в уровнях 255, мне удобней). Если брать в расчёт цветные изображения, то кривыми можно делать следующие: настройка уровней, яркости, контраста, цветовой насыщенности и производить цветовую коррекцию. В ранее записанном видео по цветникам я показывал способы работы с ними. Главное их преимущество - возможность плавного и постепенного ограничения. Если в уровнях мы только двигаем шкалу, то в кривых мы уже можем строить плавную кривую, и только на определённые световые участки. При этом управление всем этим выполняется довольно удобно. И если вы хорошо освоитесь с этим инструментом и масками, то вы можете считаться уже знатоками фотошопа.

081

082

По сути, используя такую кривую (как на рисунке выше) для чёрного, мы и уменьшаем плавное влияние уровней на более тёмные цвета, а на серый наоборот, изменение происходит немного быстрее. Не сказать, что это часто можно использовать везде, но поглядеть, как будет лучше для конкретного случая можно. Я использую кривые, так как более плавное изменение чёрного предпочтиельней, если использовать Blending настройку слоя.

Теперь в качестве итого, поглядим на небольшое сравнение на примере градиентов:

091

Красное показывает значение серого цвета (то есть 100% это чёрный, 0% белый). Зелёным шрифтом показано где должен быть чёрный и белый. Теперь поправим градиент инструментами уровнями, кривыми и кривыми с BlendingMode.

Настройки BlendingModeтакие:

095Коррекция для беллого.

 

096

Коррекция для чёрного.

Оригинал.

 


092 093 094

Уровни.

Кривые.

Blending Mode.

1ый (начиная слева) - Уровни, 2ой - Кривыми, 3ий - кривые с BlendingMode. Как видно, 3ий вариант представляет собой почти идеальный градиент.

Вот и всё, пожалуй, об изменении уровней (по сути вся Чистка в эдите) мне сказать больше нечего. Надеюсь, вы, как минимум, узнали о блендинг настройке и полюбовались на сравнения градиентов. А если вы не узнали ничего нового, и того лучше ;) . Так же, надеюсь, мне удалось написать и показать для чего такие сложности. Они не столь огромны, и решать, как использовать их и в какой мере - вам.

LAST_UPDATED2

FORM_HEADER


Статьи